Анатомическая выставка Body Worlds не первый год путешествует по свету, вызывая у людей интерес, ужас и, порой, отвращение. Настоящие трупы людей, сохраненные при помощи уникальной технологии пластинации, интересны не только любопытным посетителям, но и профессионалам, которые работают в различных областях науки. Именно у одного из таких неслучайных гостей и возникли вопросы к владельцу выставки, Гюнтеру фон Хагенсу.
Один из экспонатов Body Worlds особенно впечатляет — это тело женщины на 8 месяце беременности со снятой кожей и вскрытой брюшной полостью, в которой находится плод. У каждого, кто видит этот экспонат возникает вопрос — кто эта женщина такая и что случилось с ней перед тем, как ее тело попало к фон Хагенсу и его ассистентам.
Американский правозащитник и писатель Итан Гутман (Ethan Gutmann), номинировавшийся на Нобелевскую премию мира в 2017 году, заинтересовался этим необычным манекеном и некоторыми другими экспонатами выставки.
Так считает Гутман и ему можно верить, так как именно благодаря борьбе за права человека в Китае правозащитник и выдвигался на получение высшей награды в области защиты мира и демократии. Ученый издал две книги и множество статей, в которых предоставляет доказательства незаконного извлечения органов у членов запрещенной в Китае религиозной секты Фалуньгун.
Представители запрещенного в КНР религиозного движения Фалунгун
Изобретатель технологии пластинации и владелец выставки Body Worlds Гюнтер фон Хагенс утверждает, что все тела, представленные на витринах экспозиций — это добровольные пожертвования людей, который подписали документ о передаче своего тела для пластинации, находясь в здравом уме и трезвой памяти.
Однако есть люди, готовые обличить во лжи фон Хагенса и считающие, что тот действует незаконно. Профессор философии и этики Ганс Мартин Сасс задался целью вывести владельца выставки на чистую воду и сравнил 200 заявлений о жертвовании тел с официальными свидетельствами о смерти. Таким образом он убедился, что документально происхождение тел с выставки Body Worlds не подтверждено.
Объясняется этот факт фон Хагенсом просто — конфиденциальность жертвователей сохраняется согласно их желания. Но в своем интервью изданию NPR Сасс допускает, что вместо трупов, полученных от добровольцев, Гюнтер использовал тела заключенных, полученные из китайских тюрем. Ганс Мартин Сасс почти уверен, что это диссиденты, убитые в застенках и переданные агентам фон Хагенса через полицейское бюро.
Может это тела, оставшиеся невостребованными после казни, смерти в результате пыток или болезней? Согласно действующему в КНР "Положению о рассечении трупов", которое было принято в далеком 1979 году, тела, которые в течение месяца после смерти не забрали родственники или трупы неопознанных за этот же период, считаются невостребованными и власти распоряжаются ими на свое усмотрение.
Правозащитника Итана Гутмана называют "наблюдающий за Китаем"
Но проблема заключается в том, что технология пластинации не позволяет работать с трупами, которые какое-то время хранили в замороженном или законсервированном химикатами виде. Для успешной обработки тканей необходимы исключительно свежие трупы и чем быстрее материал попадет в руки мастера, тем лучше.
Поэтому единственный законный способ получить тело для пластинации в Китае — это заключить договор о жертвовании тела после смерти. Но тут есть еще один подводный камень — в Китае такая практика совершенно непопулярна. Религиозные и культурные традиции китайцев не допускают манипуляций с телами и, тем более, выставления их напоказ.
Из-за этого даже крупные государственные медицинские ВУЗы страны остро нуждаются в телах для учебного процесса. Как мы видим, для тех, кто действует, используя официальные каналы, Китай является не самым лучшим местом для получения трупов. Между тем, именно из Китая были привезены многие тела для изготовления экспонатов выставки. Поставщиком трупов является один из лучших учеников Гюнтера фон Хагенса доктор Суй Хунцзинь, возглавляющий компанию Dian Hoffen Bio Technique.
В 1999 году фон Хагенсом была основана компания Von Hagens Plastination Ltd, местом регистрации которой стала технико-экономическая зона развития Даляня. В проект было вложено около 15 миллионов долларов США (примерно 995 млн. рублей), а добро на создание бизнеса дал Бо Силай — мэр Даляня и крупный партийный функционер.
Мэр Бо Силай и его супруга Гу Кайлай
В 2006 году журналисты "Нью-Йорк таймс" спросили фон Хагенса, почему он выбрал именно Китай для открытия своей компании. На это ученый ответил, что его привлекла дешевая рабочая сила, лояльность местных властей и обилие рабочего материала, то есть человеческих тел.
Странное совпадение, но появление компании и множества невостребованных тел совпало с началом преследования китайскими властями адептов секты Фалуньгун. Массовые репрессии начались всего за месяц до того, как Гюнтер фон Хагенс зарегистрировал в Даляне свой жутковатый бизнес. Нужно также уточнить, что Бо Силай, лояльный к пластинаторам мэр, являлся одним из самых непримиримых преследователей Фалуньгуна.
В связи с этим, выглядит ли совпадением то, что для фабрики фон Хагенса построили здание совсем рядом с тремя крупнейшими тюрьмами Даляня, в которые массово свозились арестованные сектанты? В докладе Государственного департамента США по правам человека за 2009 год сказано, что почти половина всех заключенных в тюрьмах и лагерях Китая — это именно последователи Фалуньгуна.
При этом особо отмечено, что именно к этим людям чаще всего применяются издевательства и пытки. Совсем не сложно, сопоставив эти факты, сделать вывод, что именно погибшие в застенках тюрем заключенные и являются главными "добровольными жертвователями тел" для фабрики Von Hagens Plastination Ltd.
Почему именно о последователях Фалуньгуна так часто упоминают правозащитники и журналисты? Все просто — именно трупы сторонников этого религиозного движения почти всегда оказываются невостребованными в тюрьмах и их можно отдавать на фабрику сразу после смерти, не выжидая положенного по закону месяца. Последователи учения не называют своих имен при арестах, чтобы не подвергать опасности своих близких и этим пользуются администраторы тюрем и создатели экспонатов из трупов.
Отношение к этой категории заключенных лучше всего иллюстрирует отрывок из директивы китайского диктатора Цзян Цзэминя, которая датируется 1999 годом:
Тела замученных пытками "самоубийц" поступали в полное распоряжение властей, которые не упускали возможности получить с их помощью максимальную прибыль. Трупы продавались фон Хагенсу, а перед этим из тел извлекались органы, которые использовались для трансплантации.
Неоднократно побывавший на выставке Body Worlds нобелевский номинант Итан Гутман отмечал следующее:
Впервые Гутман обвинил коммунистическую партию Китая в извлечении органов у последователей Фалуньгун в 2006 году. После расследования правозащитник был уверен, что до 65 000 репрессированных властями людей были убиты, а их органы извлечены с целью получения наживы.
Издание Der Spiegel заполучило послание Суй Хунцзиня фон Хагенсу, отправленное в 2001 году. В письме открыто говорится, что фабрика получила два свежих трупа, но у них отсутствует печень. Расследование также показало, что в страшном бизнесе на трупах замешана супруга мэра Даляня Бо Силая — Гу Кайлай.
Сейчас супружеская пара находится в тюрьме. Бо Силай приговорен к пожизненному сроку, а его жена — к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора. Вы думаете, что их осудили за преступления в тюрьмах Даляня? Ни в коем случае! Правительство Китая никогда не станет поднимать этот опасный вопрос. Политика осудили за получение взяток в особо крупных размерах, а его жену за соучастие и убийство гражданина Великобритании, которого она отравила ядом.
Насколько выгодна деятельность компании Гюнтера фон Хагенса, раз он не брезгует ввязываться в настолько опасные и отвратительные схемы? Точные цифры вам вряд ли удастся узнать, но журналисты радиостанции "Свободная Азия" утверждают, что одно обработанное пластинаторами тело приносит им около 1 млн долларов (примерно 66,3 млн руб.) чистого дохода.