Можете забыть уроки зоологии, на которых вам рассказывали о маскирующей окраске зебр, призванной расчленять ее силуэт среди кустарников и трав саванны. За полтора столетия, пока вопрос о назначении полос этих животных мучил человечество, это было единственное более-менее логичное объяснение. Но, наконец, найдено реальное назначение "полосатости" зебр и это важное для человечества открытие сделали, разумеется, британские ученые.
Очередной скачок мировая наука совершила благодаря биологам из Бристольского университета в Англии. Ученые мужи, не удовлетворенные классической маскировочной гипотезой, решили проверить менее известное объяснение присутствия полос на шкуре зебр.
Одна из малоизвестных теорий утверждает, что полосы помогают животным маскироваться от летающих насекомых. Это было решено проверить на практике пытливыми британскими профессорами.
Для работы биологам понадобились три бурчелловы зебры, которые являются наиболее распространенными на Черном континенте и девять обычных лошадей, имеющих, для чистоты эксперимента, разную масть. Всех животных выпустили на пастбище, при этом некоторых лошадей снабдили попонами, как полосатыми, имитирующими раскраску зебры, так и однотонными.
После этого ученые принялись наблюдать за поведением насекомых, которые слетелись к животным, чтобы отведать их крови или продолжить свой род. Оказалось, что летающие мучители одинаково вели себя как возле зебр, так и возле лошадей, но только до тех пор, пока не приходило время сесть на животное.
Так описал увиденное один из участников эксперимента, доктор Мартин Хау. Вы будете смеяться, но наблюдения проводились несколько месяцев, что дало биологам солидный статистический материал, исключающий ошибки и погрешности. Как оказалось, мухи, оводы и другие летающие вредители, гораздо реже садились на зебр и лошадей с полосатыми попонами, чем на обычных лошадей и тех, которые были укрыты однотонными накидками.
Ученые определили, что с расстояния 2 метра полосы для летающих насекомых неразличимы и животные кажутся им просто серыми. Но при приближении полоски внезапно становились видны и дезориентировали оводов и мух, мешая им точно приземлиться. Доктор Мартин Хау уверен, что исследования его группы дают исчерпывающий ответ на загадку, которая занимала зоологов полтора столетия.