История потребления газированных вод в России насчитывает не один век. Газировка успела побыть блажью аристократов, народным напитком и даже оружием геополитики, нашим ответом на колу.
Как и многие великие изобретения, газированная вода была изобретена по ошибке. По легенде, первую газировку в истории сделал виночерпий короля Людовика I. Когда монарх попросил вина, виночерпий перепутал бочонки с вином и соком. Заметил ошибку и добавил в сок минеральную воду. Королю напиток понравился. Якобы так и появился "королевский лимонад".
Но это легенда. По факту же известно, что еще в XVII веке во Франции лимонадом называли смесь лимонного сока с минеральной водой. Позволить себе такой напиток мог далеко не каждый, поэтому потребление лимонада считалось блажью аристократии. Пили лимонад и в Италии. Там его настаивали еще и на различных травах.
Таким образом, всемирная история лимонада началась со смешивания лимонного сока с минеральной водой. Только в 1767 году английский ученый Джозеф Пристли придумал сатуратор, с помощью которого стало возможно насыщать простую воду пузырьками углекислого газа.
Первые газированные напитки появились уже в начале XIX века, а в 1871 году в США был запатентован первый лимонад. С вычурным названием: "Высококачественный лимонный газированный имбирный эль". Как раз эту шипучку любила пить Лолита в нашумевшем романе Набокова.
Появление лимонада в России связано с Петром I. Рецепт, а главное, моду на потребление лимонада он привез из Европы. Дипломат петровского времени Петр Толстой писал, что за границей "больше употребляют в питьях лимонадов…". Новый напиток в России полюбили сразу, а император повелел "на ассамблеях лимонад пить". Подхватив модное веяние, прохладительный напиток стали готовить в дворянских и купеческих семьях, хотя он был недешев и хранился всего неделю.
К началу XIX века лимонад в России пили не только в ассамблеях и не только аристократы. Правда, обычно это был еще не газированный лимонад, скорее, лимонная вода. Смешивать ее с минеральной водой по-прежнему было дорого. Лимонад пил Герман в пушкинской "Пиковой даме" и Арбенин в лермонтовском "Маскараде", Дуня в "Станционном смотрителе" подавала отцу кружку "ею заготовленного лимонада". В чеховском рассказе "Брожение умов" Аким Данилыч в бакалейной лавке пил лимонад с коньяком.
В России история лимонада получила свое уникальное развитие. В 1887 году тифлисский аптекарь Митрофан Лагидзе придумал смешивать газированную воду уже не с лимонным соком, а с экстрактом кавказского эстрагона, больше известным как тархун. На дореволюционных международных выставках шипучий и ароматный напиток Лагидзе неоднократно получал золотые медали. Митрофан Лагидзе был поставщиком Императорского двора и иранского шаха.
Пользовались популярностью "Воды Лагидзе" и в советское время. С тбилисского завода дважды в неделю, по понедельникам и средам, в Москву спецрейсами отправлялись партии лимонада для первых лиц государства. Известно, что Хрущев любил грушевый и апельсиновый напитки, Брежнев - грушевый и тархуновый, Калинин - апельсиновый, Анастас Микоян - грушевый и лимонный.
"Воды Лагидзе" участвовали и в геополитике. Тбилисские лимонады стояли на столах участников Ялтинской конференции, несколько тысяч бутылок "Крем-соды" Франклин Рузвельт увез с собой в США, а Черчилль упомянул ялтинский лимонад в своих мемуарах.
Когда же другой президент США - Гарри Трумэн - прислал в подарок СССР в 1952 году 1000 бутылок "Кока-колы", то в ответ получил целую партию различных лимонадов Лагидзе, включая такие экзотические его виды, как шоколадный и сливочный.
16 апреля 1937 года в столовой Смольного был установлен первый аппарат с газированной водой. Это можно считать по-настоящем историческим событием. Дальше - больше. Автоматы стали появляться в Москве, а затем и по всему Союзу. Просто газированная вода стоила одну копейку, газированная вода с сиропом продавалась за три копейки. Стаканчики были многоразовыми, они просто полоскались струей воды, что было далеко от нынешних гигиенических стандартов.
Те, кто "родом из СССР", помнят, что раньше в каждом доме был сифон - такой полуфантастический агрегат со сменяемыми баллончиками с углекислым газом. С сифоном нужно было уметь обращаться, а с баллончиками - сохранять технику безопасности: при неправильной установке сифон начинал пугающе шипеть. Баллончики для сифонов также использовались для зарядки пневматического оружия, но это к теме статьи не относится.
Сегодня лимонады уже, что называется, не те. О вреде чрезмерного потребления газированных напитков не говорил только ленивый, а если этот напиток еще изготовлен с добавлением красителей, стабилизаторов и содержит лошадиную дозу сахара, тогда и совсем опасный лимонад получается. Натуральный же лимонад можно найти редко, да и хранится он всего неделю.
Ну а напоследок одна забавная история от том, как Хрущев не поладил с автоматом по продаже газировки. Дело было так. Во время поездки по Соединенным Штатам советского лидера познакомили с новым чудом техники - автоматом газированной воды. Агрегат был непростой: продавая газировку клиентам, мужчинам он наливал апельсиновый сироп, а женщинам - вишневый. Разгадка такой сообразительности таилась в примитивном фотоэлементе, которым был оборудован автомат. Женщина в юбке свет загораживала больше, чем мужчина в брюках. Во время испытаний незадачливый Никита Сергеевич раз за разом получал в руки стакан с вишневой газировкой. Выяснилось, что фотоэлемент реагировал на широкие штаны, которые так любил носить Хрущев.