Женские татуировки - не модное веяние последних десятилетий, а традиция, уходящая корнями в древние времена. Девушки-айны на северном японском острове Хоккайдо наносили на лицо изображение медвежьего оскала, цыганки украшали себя затейливыми узорами из линий и точек. Были свои, особые татуировки и у южных славянок.
У многих народов традиции сакральных женских татуировок сохранились и по сей день, но в странах Европы они почти исчезли. Дольше всего обычай татуировать женщин сохранился у балканских народов. Сегодня встретить бабушку, руки которой покрыты замысловатыми орнаментами еще можно в глухих черногорских и хорватских селах, но с каждым годом шанс увидеть носителей этой традиции все меньше.
Хорватские крестьянки демонстрируют татуировки. Фото конца XIX столетия
У славянских народов существует множество легенд и сказок, в которых девушка переодевается в мужчину и с оружием в руках защищает свой народ от врага. В жизни южных славян это вряд ли было возможно — женщину сразу выдали бы татуировки на кистях рук, скрыть которые совсем непросто.
Интересно, но у балканских народов татуировки носили только женщины — мужчины предпочитали не иметь особых примет на теле. Искусство нанесения таких тату было тоже исключительно женским — мастерицы передавали приемы и схемы орнаментов из поколения в поколение более тысячи лет.
Татуировки были особенно популярны у черногорцев, боснийских хорватов и албанцев. Причем албанки наносили узоры на тело независимо от вероисповедания — это делали как мусульманки, так и католички.
Некоторые историки считают, что татуировки были призваны предотвратить обращение девушек в ислам — законы шариата не одобряли такой способ украшения тела. При этом объяснить наличие тату у мусульманок Балкан пока никто не может.
Хорватские женщины с татуировками на кистях и предплечьях. Фото начала XX столетия
Наиболее распространенным местом для нанесения узоров у балканских девушек были тыльные части кистей рук. Интересно, что орнаменты на правой и на левой руках всегда были разными. Реже встречались узоры, покрывающие руки до локтей и совсем нечасто — татуировки между ключицами. На груди чаще всего изображали крест, который декорировали дополнительными декоративными элементами в виде подвесок.
Одинаковые татуировки у славянок встречались нечасто, но при этом все рисунки на теле состояли из одинаковых элементов и символов. Зная язык женских тату, можно было понять, к какому роду принадлежит женщина, и какие события происходили в ее судьбе.
Человек, владевший языком женских татуировок, мог читать судьбы их владелиц, как книги
Первый рисунок девочке наносили в 4-5 лет, второй — после наступления совершеннолетия, как знак готовности к замужеству. Но иногда татуировка появлялась и без привязки к наступлению половой зрелости. Девочку могли защитить дополнительным узором, если она болела.
В последующей жизни тату появлялись в связи с важными жизненными вехами женской судьбы — выходом замуж, рождением ребенка, потерей супруга. У славян других регионов все эти события отражались в костюме, украшениях и прическах, но девушки с Балкан не имели возможности скрыть информацию — она всегда была с ними в виде сложных узоров на коже.
На этих снимках, сделанных в 1896 году, хорошо видны татуировки на руках и на груди
Первые исследователи балканских традиций считали, что женские тату появились в связи с зарождением Османской империи. Но это не так — крест у балканцев далеко не всегда является символом христианства. Еще до крещения кресты у славян ассоциировались с солнцем и являлись мощным оберегом от злых духов.
Разница узоров на правой и левой руках, скорее всего, связана с тем, что на одной из тыльных частей кисти изображалась солнечная символика, а на другой — лунная. Такие языческие татуировки были особо неприятны османам — если с христианскими орнаментами они могли смириться, то даже самая прекрасная девушка с языческой символикой на теле была им не нужна.
Традиция славянских татуировок у женщин постепенно начала умирать в XIX столетии. Продвижение далеко на восток западноевропейских традиций привело к тому, что люди с татуировками начали восприниматься как дикари или представители криминального мира — разбойники, пираты. Два известных исследователя балканских традиций, работавшие в регионе в конце XIX столетия — Леопольд Глюк и Чиро Трухелка — отмечали, что украшать тело рисунками постепенно перестают даже в глухих горных селах.
Леопольд Глюк писал о том, что встречал женщин не только с покрытыми орнаментами руками, но и с татуировками на лице. Чаще всего тату были нанесены на лоб, реже — на щеки. По наблюдениям ученого, более масштабные и замысловатые узоры были характеры для католичек. Православные женщины имели тату скромнее и, в основном, в местах, закрытых одеждой.
Таблица женских татуировок, сделанная Чиро Трухелкой. На схеме показаны тату католичек из боснийских сел
Глюка интересовало то, как сами балканцы называют эти татуировки. С удивлением он отмечал, что общепринятого термина ни у сербов, ни у черногорцев, ни у албанцев для этого явления не существовало. Исследователь решил, что эта традиция не слишком древняя, иначе бы точно получила название.
В те времена, когда Глюк и Трухелка путешествовали по балканским селам, татуировки было принято наносить во время церковных праздников, возле храмов. Работа выполнялась женщинами-татуировщицами после церковной службы. Леопольд Глюк увидел в этом верный признак того, что обычай является чисто христианским. Разве языческое действо могло быть привязано к церковным праздникам?
Сегодня встретить на Балканах женщину с традиционными татуировками — большая удача
Мнение Чиро Трухелки было иным. Ученый отметил, что наряду с христианскими символами, такими как крест, сердце и монограмма Христа, татуировки содержали и множество других знаков, среди которых были изображения растений и животных, звезды, лунные символы. Трухелка предположил, что все эти элементы связаны с культом плодородия, который царил на землях Европы задолго до прихода христианства.
В отличие от Глюка, Трухелка не был так категоричен по поводу привязки татуировок к современным религиям. Он потратил немало времени на изучение древних источников и нашел упоминания о женских татуировках балканских народов у нескольких античных авторов.
Одна из последних носительниц древней традиции. Фото середины 80-х годов XX века
К сожалению, даже в XIX столетии установить точное происхождение древнего обычая татуировать женщин было уже очень сложно. Сами носительницы этой интересной традиции не могли рассказать ни Трухелке, ни Глюку ничего важного. Сейчас, когда эта традиция почти умерла, нам придется смириться с тем, что мы уже никогда не узнаем о ее истоках.