George Zotov во время своей поездки Афганистан провел опрос среди афганцев, получивших образование в Советском Союзе. Вернувшись домой, они "с культурной целью" попытались познакомить своих родственников из провинции с классическими советскими фильмами. Результат, как говорится, полностью превзошел все ожидания.
"Гоша - плохой мусульманин"
Я приехал к себе в Герат, решил "окультурить" папу и маму, - рассказывает Мухаммед Юсеф, учившийся в 1984-1990 гг. в Волгограде. - Ну, думаю, покажу "Москва слезам не верит": симпатичная ведь мелодрама. "Оскар" получила. А "предки" у меня деревенские, в кишлаке родились. Смотрят - ни одной улыбки, не смеются, оба мрачные. Я забеспокоился: может, плохо перевожу?
Мама спрашивает: "Почему эту собаку Родиона не побили камнями? Он же соблазнил девушку и бросил с ребенком. Куда вообще смотрел шариатский суд?" Я объясняю, что в Советском Союзе нет шариатских судов. Тут папа вклинился, поддерживает: "А где отец Кати? Если бы с моей дочерью так поступили, я бы сам зарезал этого шайтана и плюнул ему в мертвые глаза". Очень осуждали, что Катя до сорока лет замуж не вышла: "Женщине нужен муж, иначе она не будет праведна в глазах Аллаха".
Слесаря Гошу из электрички конкретно не одобрили: "Он плохой мусульманин, бездумно пьет алкоголь". Олег Табаков аналогично вызвал взрыв возмущения: "Он женат и встречается с другой женщиной!" "Мама, а разве в Афганистане подобных вещей нет?" - "Есть! Однако тут так открыто, на виду у всех, позор!" Но нельзя сказать, что кино совсем не понравилось. Их порадовало, что в 1958 году дружинники не давали парочкам обниматься в общественном месте: "Это благочестиво, иначе и до греха недалеко". Когда Гоша расправился с хулиганами, родители хлопали в ладоши. После финала фильма они вынесли приговор: "Такую культуру нельзя пропагандировать, вот Советский Союз в результате и развалился".
Верещагин стал бы "шахидом"
Я обожаю фильм "Белое солнце пустыни", пересматривал много раз, - признается Нураддин Кемаль, окончивший МГУ в 1992 году. - Недавно в Кабуле решил устроить общий семейный просмотр: нашел версию на таджикском (25% населения Афганистана - таджики, которые говорят на местном диалекте этого языка: дари - Авт.). Пришли бабушка и дедушка, другие родственники. Включил, смотрим. Через какое-то время среди зрителей начинаются настоящие вопли гнева, особенно когда красноармеец Сухов бандитов пачками расстреливает. Спрашиваю, в чем дело. Они: как такое можно снимать, шурави запросто "мочит" толпу правоверных, жестокий "мясник".
Всех разозлил захват гарема Абдуллы, несмотря на то, что Сухов там ни одной женщины не тронул: родня плевалась и называла красноармейца "развратником". Абдулле сочувствовали, кричали ему: "Брат, держись!" Бабушка запричитала: "Что он сделал плохого? Жил мирно с женами, а тут шурави пришли и все у него отобрали". Я удивляюсь: "Бабушка, ты всегда хорошо отзывалась о шурави!" - "Ты прав, русские сделали много добрых вещей, но взгляни на мир глазами Абдуллы!"
Женщин гарема осудили: следовало им, оказывается, зарезать Сухова во сне и не миндальничать. Кто понравился, так это Петруха и Верещагин. Едва Петруху убили, моя тетя заплакала, а бабушка ее стала утешать: "У него теперь будет все хорошо, он воин и попал в рай". Верещагин же вызвал настоящее восхищение: "Добрый мужчина и умер хорошо, красиво, у нас бы считался шахидом, мучеником за веру". А вот что такое черная икра и почему таможенник уже не мог ее есть, мне пришлось объяснять довольно долго.
Геббельс: "Салам алейкум, Гитлер!"
О любви афганцев к советскому кино хорошо помнит директор Российского центра науки и культуры в Кабуле Вячеслав Некрасов, с 1982 года работавший советником в Афганистане и переживший 70 (!) длительных командировок в эту непростую страну.
Мы ездили с группой, крутили фильмы в провинциальных кишлаках. Сложное было время. Приходит как-то раз ко мне старик, кланяется: "Амир саиб, а вы у нас сегодня кино будете показывать?" Я отвечаю: "Кажется, именно из вашего кишлака по нам стреляли". - "Нет-нет, клянусь Аллахом, мы не будем стрелять, пожалуйста, приезжайте". Ну устроим кинозал. Являются люди, все заросшие бородами: не разберешь, они за душманов или за народную власть. Включаем фильм, реагируют очень эмоционально.
Однажды, когда ленту про войну показывали, зрители открыли огонь, весь экран был в дырках: это они так пытались помочь положительным героям победить врагов. Пришлось перед другим сеансом просить сдать оружие и складировать его отдельно. На совместных просмотрах наших граждан с афганцами случались курьезы. Помнится, демонстрировали фильм "Отец солдата" Резо Чхеидзе в переводе на дари. Лента сильная, грустная, трагическая. Афганцы смотрят, в глазах слезы. А наши еле смех сдерживают. Афганцы возмущаются: ничего святого нет для вас, гяуров, как вы вообще можете так себя вести! Да в том-то и дело... Показывают, как Геббельс заходит к Гитлеру в кабинет, вскидывает правую руку, и говорит: "Салам алейкум!" И тот ему: "Ва-алейкум салам!" Нет, ну, а как еще "хайль Гитлер!" перевести? Вот наши и смеялись в этот момент, а афганцы удивлялись.
"Штандартенфюрер ел свинину?"
Кстати, именно фильмы про Великую Отечественную всегда вызывали большой интерес в Афганистане.
Я прожил 20 лет в Советском Союзе и России: в 2004 году, после свержения власти "Талибана" (организация запрещена в Российской Федерации), вернулся в Кабул, - вспоминает Масуд Ибрагим Халед, учившийся на хирурга в Ленинграде. - Поскольку я влюблен в вашу страну, мне хотелось также объяснить отцу и матери, какая тяжелая история у русского народа, что вам пришлось пережить, как много людей вы потеряли в сражениях с Гитлером. У нас в Афганистане про это мало знают. Показал "Они сражались за Родину" - вообще чудесно зашло, отец и мать плакали. "В бой идут одни старики" - тоже великолепная реакция. А вот на "17 мгновениях весны" у родителей случился ступор: не могут поведение Штирлица понять. Отец говорит: "Как он находился среди неверных (папа сразу прозвал Штирлица моджахедом, воином за веру, мол, он же верил в коммунизм) и не попытался убить шайтана Гитлера?"
Я защищаю Штирлица: "Папа, это же разведчик!" Отец возражает: "Нет, следовало убить Гитлера и стать шахидом!" Потом спрашивает: "А Штирлиц в принципе когда-нибудь ел свинину?" Я говорю: "Конечно, в Германии все ее едят, да и в России тоже". Папа закручинился и впоследствии вынес вердикт: "Это плохо, но если ты находишься во время джихада на чужой земле, свинину есть позволяется. А случай со Штирлицем - джихад Советского Союза против Германии. Но Гитлера он просто обязан был убить, иначе зачем вообще тогда пробираться в логово неверных?".
Сейчас в Афганистане в основном популярно индийское кино, однако на уличных рынках Кабула советские фильмы на кассетах (многие афганцы все еще используют старые VHS-видеомагнитофоны) по-прежнему пользуются большим спросом.
"Это было человеческое, по-настоящему душевное кино, - вздохнул в разговоре со мной Саид, живший во времена СССР в школе-интернате Ташкента вместе с другими афганскими детьми, оставшимися сиротами. - Сейчас такого не делают".