Рассказывает пользователь ЖЖ dubikvit: "Моя дочка иногда меня спрашивает: «Папа, а какой твой любимый мультик?» Этот вопрос меня ставит в тупик. Ведь замечательных мультфильмов много, и выбрать из них какой-то один самый-самый довольно непросто. Прекрасные мультипликаторы Татарский, Дежкин, Назаров, Резников, Черкасский, Котеночкин, Шварцман, Норштейн, Качанов и многие другие оставили замечательное наследие добрых, красивых и интересных картин. Но все же есть среди них одна, которую я готов пересматривать и сейчас. Мультфильм, растасканный на цитаты. Фразы из которого до сих пор вызывают улыбку.
Это замечательный мультфильм Эдуарда Назарова «Жил-был пес». Помните эту историю про пса, которого выгнали из дома, и волка, решившего помочь бывшему недругу? «Бог в помощь…», «Ты шо, по деревьям лазишь?..», «Щас спою!», «Шо, опять?», «Ты заходи, если что…» Не говорите, что вы не знаете, откуда эти фразы!"
Источник: ЖЖурнал/dubikvit
Очаровательная простота драматургии и рисунка и прекрасная запись актеров - вот в чем, по мнению Давида Черкасского, скрыт секрет успеха работы Назарова. "И Бурков, и Джигарханян просто фантастические! Все получилось очень неброско, скромно, но очень здорово! Эдик Назаров - просто гениальный человек", - считает мультипликатор.
С литературными прототипами своего мультика Назаров познакомился в далеком послевоенном детстве. Отец будущего режиссера однажды принес сыну книжечку, в заглавии которой мальчик тут же обнаружил "ошибку". "Ой, смотри, на обложке буквы нет, написано «Казки», а не «Сказки»", - пожаловался он отцу. Но родитель объяснил, что книга написана на украинском и поэтому ошибки нет. Одну из тех "казок" про собаку Сирко и его друга волка Назаров вспомнил лет через тридцать, уже будучи молодым художником-постановщиком на всесоюзной анимационной студии "Союзмультфильм". Тогда эта детская книжка вновь попала ему в руки, но уже в русском переводе.
Сконструировать в мультфильме украинское село режиссеру помогли и зарисовки, сделанные в Киевском этнографическом музее под открытым небом - знаменитом Пирогове. Походил Назаров и по львовским этнографическим музеям, где сделал наброски одежды, утвари, посуды и всяких мелочей.
Настоящей жемчужиной материала стала музыка, которую автор мультфильма раздобыл в 1980 году в Институте фольклора и этнографии Академии наук УССР. Сотрудники учреждения подарили Назарову большую магнитофонную катушку со старинными песнями, записанными этнографами в украинских селах.
Пять из этих фольклорных произведений, среди которых были "Ой там на горЖ" и "Та косив батько, косив я", вошли в фильм. Автором этого саундтрека, прославившего творения Назарова, оказался любительский ансамбль "Древо" из полтавского села Крячковка, созданный в 1958 году.
Но в итоге весь мультфильм длится лишь десять минут. По словам режиссера, разгуляться волку и псу не дал тогдашний руководитель киностудии "Союзмультфильм", с которым у мультипликатора были напряженные отношения. "Я хотел, чтобы была внятно рассказана история, но в итоге некоторые вещи получились скороговоркой, - вспоминает режиссер. - Например, сцену, где волк с псом сидят на горе и воют на луну, хотелось бы сделать длиннее. В общем, чисто психологически многие вещи можно было удлинить". Однако глава киностудии настоял на том, чтобы мультфильм вышел коротким.
Зато благодаря этому история Назарова приобрела ту самую лаконичность, которую, по мнению Черкасского, зрители так ценят в нем. Предыстория героев, которую Назаров собирался подробно экранизировать, из-за временных ограничений вылилась в короткий, но гениальный диалог-воспоминание волка и собаки:
- А помнишь, как ты меня гонял?
- Так я это...
- Ну да, работа такая...
К слову, озвучивавшие главных героев звезды советского экрана актеры Георгий Бурков (пес) и Армен Джигарханян (волк) добавили ленте славы. Причем для Джигарханяна это был дебют в мультипликации. Вначале режиссер планировал на роль волка актера Михаила Ульянова, но того в период летних отпусков не оказалось в Москве. И молодой сотрудник студии рискнул обратиться к другой величине кино.
И хотя к Джигарханяну начинающий режиссер искал особый подход, тот согласился сразу. Правда, Назаров опасался, что, увидев разложенные в студии рисунки волка, тот разгневается и откажется работать - настолько большим было физическое сходство сутулых фигур артиста и нарисованного героя.
"Волк горбатый - Джигарханян сутулый. И я перепугался, вдруг он мне как что-то залепит! - рассказывает Назаров. - А он ничего, посмотрел и сказал: «А что, нормальный волк, будем работать»".