В исламских странах популярность в соцсетях может быть смертельно опасной. Особенно это касается девушек, выбравших путь инстаграм-моделей. Ежегодно от рук сторонников мусульманских традиций гибнут женщины, не желающие подчиняться законам шариата и открыто демонстрирующие свою красоту и взгляды на жизнь.
В сентябре 2018 мир потрясло жестокое и бессмысленное убийство 22-летней Тары Фарес, обладательницы титула "Мисс Багдад 2015". Красавица была популярной инстаграм-моделью не только в Ираке, но и на всем Ближнем Востоке. В ее адрес давно поступали угрозы от радикально настроенных мусульман, но Тара их игнорировала.
Смерть Тары Фарес, которую застрелили среди белого дня практически в центре Багдада в салоне собственного автомобиля, в очередной раз подтверждает то, что откровенные фото в исламских странах не только порицаемы обществом, но и смертельно опасны. Многие инстаграм-модели, после убийства Фарес, были вынуждены прекратить свою деятельность или начали тщательно скрывать свое занятие.
Смерть в белом "Porshe"
Тара Фарес не была уроженкой Ирака — ее родиной были Объединенные Арабские Эмираты, откуда она с родителями переехала в детстве в Багдад. В 2015, завоевав титул "Мисс Багдад", девушка переехала в Эрбиль, город в расположенной на севере Ирака Курдской автономии. В столице Курдистана было безопаснее — жители города имели более прогрессивные взгляды, и жизнь тут во многом была похожа на европейскую.
Обосновавшись в Эрбиле Тара начала активную деятельность в качестве инстаграм-модели, выкладывая множество снимков в самых смелых образах. В стране, где грехом считается публикация фото с непокрытой головой, луки девушки с ярким макияжем, в откровенных нарядах и купальниках, были для многих шокирующими. Кроме этого, руки Фарес были покрыты татуировками, что очень необычно на Ближнем Востоке.
Яркая внешность и необычный для Ирака имидж сексуальной красавицы сделали Тару Фарес популярным в стране инстаграм-блогером. В начале осени 2018 года ее страница занимала 6 место по популярности в Ираке, имея 2,7 миллиона подписчиков.
Так писала девушка на своей странице в Instagram за два месяца до смерти. Это было не единственное ее высказывание, критикующее положение в стране — Фарес и до этого не боялась делиться с подписчиками своим мнением о различных событиях.
Хотя Тара погибла 3 месяца назад, ее убийство до сих пор не раскрыто. Незадолго до смерти девушка зачастила в Багдад. Этот город, самый радикально настроенный в стране, был наименее безопасным местом для модели, тем более, что угрозы в ее адрес к этому моменту значительно участились.
27 сентября, после обеда, Тара Фарес сидела на водительском сиденье своего белого "Порше" одном из многолюдных жилых кварталов иракской столицы. Есть информация, что в этом районе девушка искала дом для своей семьи, так как, почему-то, решила вернуться в Багдад.
Неизвестный выстрелил в Тару через окно ее автомобиля и скрылся. Очевидцы преступления сразу же вызвали скорую помощь и пытались оказать девушке первую помощь, но она скончалась до приезда медиков. Видео, снятое сразу же после нападения попало на YouTube на ней можно увидеть, как Фарес, залитую кровью, транспортируют к реанимационному автомобилю.
Убийство вызвало большой резонанс как в Ираке, так и в других странах региона. Министр внутренних дел Ирака Касим Мохаммад Джалал аль-Араджи (Qassem al-Araji) заявил, что преступление — это не нападение фанатика-одиночки, а спланированная операция, за которой стоит некая экстремистская группировка. Также чиновник добавил, что расследование взято под его личный контроль и виновные будут непременно найдены и наказаны.
Это заявление практически слово в слово повторяет обещания министра, данные несколькими днями ранее, после вероломного убийства правозащитницы Суад аль-Али (Suad al-Ali), которую среди белого дня застрелили на улице в Басре. Также в августе много заявлений было сделано по поводу смерти двух владелиц салонов красоты, умерших при странных обстоятельствах с интервалом в неделю.
Есть вероятность, что четыре смерти известных на Ближнем Востоке женщин являются лишь роковым совпадением. В Ираке, много лет раздираемом войной, смерть человека не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако тот факт, что сетевая популярность смертельно опасна для иракских женщин, оспорить не берется никто.
Журналистка Дарина Сархан (Daryna Sarhan), издатель одного из немногих в Ираке модных журналов LYNX Magazine, склонна считать, что убийство Тары Фарес стало следствием ее европейского образа жизни.
После смерти инстаграм-модели нападки на нее не прекратились, причем в отвратительной пляске на костях приняли участие не только религиозные мракобесы, но и популярные в Ираке персоны. Один из известных журналистов телеканала Al Iraqiya назвал Фарес в эфире шлюхой, и его выходка нашла поддержку в соцсетях.
Смерть Тары повлияла на жизнь других публичных красавиц ближневосточной страны. "Мисс Ирак 2015" Шимаа Касим (Shimaa Qasim), на инстаграм которой подписано 6 миллионов пользователей, опубликовала ролик, в котором со слезами на глазах жаловалась на угрозы со стороны неизвестных. В октябре девушка вместе со своей семьей переехала в Иорданию, опасаясь за свою жизнь и близких ей людей.
Угрозы, поступавшие Касим, не были анонимными — ей угрожали похищением и расправой члены террористической группировки "Исламское государство". В недавнем интервью СМИ Шимаа предположила, что если бы не покинула Ирак, то скорее всего, была бы уже мертва.
Восток дело тонкое
Если в Ираке террор инстаграм-моделям устраивают экстремисты, то в соседнем Иране с этой задачей неплохо справляется само государство. В июле полиция арестовала Маэдэ Ходжабри (Maedeh Hojabri), 18-летнюю гимнастку, опубликовавшую в инстаграме видео, в котором она танцует у себя дома. Также за "нарушение моральных норм" были задержаны еще несколько блогеров, имена которых неизвестны.
Аккаунты всех взятых под стражу были заблокированы, а спустя время на национальном телевидении появилось выступление нарушителей, которые публично извинились за свое неподобающее поведение. Стоит ли говорить о том, что все заявления делались под давлением?
После того, как Иран в 1979 году из монархии превратился в республику, все что касается секса попало под запрет. Цензура касалась сперва кино, телевидения и эстрады, а после появления всемирной сети и публикаций в соцсетях. В стране, где многие сайты запрещены, пока еще работают Facebook, Instagram и Twitter, но все отлично понимают, что скоро цензура наложит свою лапу и на них. Инстаграм-аккаунты, как видно из ситуации с Ходжабриб, уже блокируются на усмотрение властей.
Как ни странно, в расположенных рядом Объединенных Арабских Эмиратах, хоть и действуют некие нормы поведения, но деятельность блогеров в инстаграме никто не контролирует. Такие города как Дубай и Доха с их фешенебельными моллами и грандиозными небоскребами, просто созданы для селфи и инстаграм-модели здесь чувствуют себя как дома. По подсчетам экспертов, девушки ОАЭ зарабатывают при помощи своих аккаунтов в соцсетях не менее 20 миллионов долларов, и эта цифра постоянно растет.
Более того, в марте 2018 власти Эмиратов предложили моделям легализовать свой бизнес, приобретя две отдельные лицензии, общей стоимостью 8 тысяч долларов. Нарушительницам грозит не смерть или арест, а штраф в 1 300 долларов США и блокировка аккаунта.