Сегодня считается правилом хорошего тона по-стариковски поворчать на высшее православное духовенство, попрекнув его представителей роскошной жизнью, а также прикинуть приблизительное количество "брегетов", яхт и "майбахов" на каждую епархию. В пример церковникам часто приводят скромный быт Далай-лам, живущих пищей духовной, а не материальной.
А вот вам немного историй о роскошной жизни приверженцев Махаяны, чтобы вы их не слишком идеализировали.
Источник: Lenta
Для многих буддизм - это отказ от многих благ, аскетизм и полное бескорыстие и самопожертвование. Далай-лама, как лидер буддистов и их высший авторитет, должен служить для всех примером и, разумеется, просто обязан быть равнодушным к комфорту и роскоши. Однако история не припоминает среди высших буддийских жрецов бессребреников и нищих философов, живущих в сырой пещере.
Для Тибета Далай-лама многие века был не только духовным, но и политическим лидером, а также верховным главнокомандующим. Разумеется, как и любые другие правители, ламы строили дворцы, нанимали слуг и окружали себя роскошью.
Первым Далай-ламой стал в 1578 году лама Гелугпа Сонам Гьяцо, обративший в буддизм воинственное монгольское племя тумэтов, во главе с их ханом Амду. В честь обретения новой веры монголами был собран курултай из знатных людей, на который пригласили и ламу Сонам Гьяцо.
Во время застолий, которые следовали одно за другим, монах и хан не уставали отвешивать друг другу комплименты, а закончилось все тем, что лама наделил хана титулом Брахмы - повелителя религии, а хан от всей широкой монгольской души преподнес Сонам Гьяцо золотую печать с надписью "Печать Ваджрадхары-Далай-ламы. Да будет победа!".
С этого момента Сонам Гьяцо стал называть себя Далай-ламой III. Почему сразу третьим? Монах просто почтил память двух своих предшественников, задним числом возведя их в высший ранг духовенства. Кроме этого, каждый верховный лама являлся реинкарнацией предыдущего и было бы некрасиво, если бы Далай-лама реинкарнировался из какого-то Гендуна Гьяцо, обычного верховного ламы.
Первый официальный глава буддистов больше не вернулся на родину в Тибет, до самой своей смерти в 1588 году наслаждаясь гостеприимством владык Внутренней Монголии.
О быте Далай-ламы IV известно немного, и ничего интересного за время его правления не произошло. Гораздо более яркой личностью стал пятый по порядку глава буддистов, Нгаванг Лобсанг Гьяцо. Этот представитель высшего духовенства сконцентрировал в своих руках не только религиозную, но и светскую власть.
Именно Далай-лама V и построил знаменитый дворец Потала - резиденцию верховных правителей Тибета, расположенную в Лхасе. Дворец, более похожий внешне на добротную крепость, был домом далай-лам с 1649 по 1959 год, пока Далай-лама XIV не покинул его из-за китайской оккупации Тибета.
Дворец Потала - самая высокогорная резиденция правителей в мире, так как комплекс расположен на высоте 3 767 метров над уровнем моря. Строительство началось в 1645 году, а в 1649 в огромное здание на холме Марпо Ри переехал как сам главный жрец, так и все правительство и духовенство Тибета.
Первой постройкой комплекса Потала стал белокаменный дворец Потранг Карпо, который достраивался и изменялся еще в течение 20 лет после смерти своего основателя. После завершения строительных работ приступили к возведению Потранг Марпо - Красного дворца, выполнявшего роль хранилища священных текстов и реликвий, а также места приема гостей, не имеющих духовного сана.
Общая высота Поталы составляет 117 метров, при этом самое высокое здание имеет 13 этажей. Залы для молитв, которых в двух дворцах было несколько, поражали богатством отделки. Грандиозные подарки китайских императоров беззастенчиво "вкладывались" в стены, полы и потолки дворца. Золото, слоновая кость, драгоценные и полудрагоценные камни, шелк - здесь можно было найти все, чем богата Поднебесная империя.
Одни занавеси самого большого павильона дворца - подарок императора Канси из династии Цин, создавались целый год. Для кропотливой работы по их изготовлению была построена специальная мастерская, в центре которой располагался зал с десятками вышивальщиц.
Далай-ламы не слишком часто покидали Поталу и всегда возвращались во дворец, живые или мертвые. Среди стен, залов и галерей Белого и Красного дворцов расположились 8 усыпальниц, где нашли покой все умершие правители по порядку.
Могила строителя Поталы, Далай-ламы V, самая роскошная. Погребальная пагода отделана 3 721 килограммом золота, огромным количеством драгоценных камней и древесиной редких пород. Современники утверждали, что на склеп пятого правителя Тибета ушла половина богатств мира.
Но, великолепная Потала показалась Далай-ламе VII скучной и тесной, поэтому в 1755 году строителями был заложен первый камень нового комплекса, который получил имя Норбулинка. Работы велись почти 30 лет и завершилась грандиозная стройка уже при Далай-ламе VIII в 1783 году.
С момента завершения Норбулинки, комплекс стал летней резиденцией Далай-лам, в то время как холодное время года они предпочитали проводить в Потале. Норбулинка расположился на 36 гектарах, из которых 3,6 квадратных километра занимает парк, раскинувшийся вокруг дворцовых построек.
Всего в летний комплекс входят 5 дворцов: трехэтажный Келсанг Потранг, заложенный первым, Тсокил Потранг - детище Далай-ламы VIII, Золотой Линка и Ченсел Потранг, построенные Далай-ламой XIII и Мигур Потранг, завершенный перед самым вторжением китайской армии в 50-х годах XX столетия.
Ни один дворец Норбулинки не обделен роскошью - как и залы Поталы, его помещения украшены фресками и шелковыми занавесями, потолки отделаны драгоценным деревом и золотом, а предметы обстановки поражают воображение роскошью. Также стоит добавить, что в многочисленных молельных комнатах дворцов были установлены статуи Будды из чистого золота, украшенные драгоценными камнями.
Не чужды были Далай-ламы и мирских развлечений. В парке Норбулинки был возведен театральный павильон Кхамсум Цилнон, где давались концерты и театральные представления. Вокруг дворца возвышались два ряда стен - наружные, обозначавшие границы комплекса и внутренние - окружавшие личные апартаменты верховного ламы.
Через тщательно охраняемые ворота второй стены могли войти только приближенные Далай-ламы и его гости. Но и за первой стеной посетители не чувствовали себя свободно - здесь действовал целый свод строгих правил и жесткий дресс-код. Даже в XX столетии вход на территорию резиденции в европейской одежде, в головных уборах и обуви был строго запрещен.
Охрану Норбулинки обеспечивал огромный штат стражи, которой помогали тибетские мастифы. Внешняя стена была разделена на зоны, каждую из которых контролировала огромная агрессивная собака, привязанная длинной веревкой из шерсти яка к кольцу, замурованному в каменную кладку.
Вообще, собаки пользовались особым почетом у всех хозяев Поталы и Норбулинки. Специально для развлечения знати и, в том числе, Далай-лам, была выведена небольшая декоративная порода лхасский апсо. Животные эти в большом количестве населяли дворцы, беспрепятственно перемещались по залам и парку, спали на подушках украшенных драгоценными вышивками.
Казалось бы - живи и наслаждайся, но только один из правителей, Далай-лама XIII, прожил длинную и беспечную жизнь. Все остальные умирали очень рано и подозрительно скоропостижно. Вполне возможно, что их попросту травили, но это не точно. Нынешний глава буддизма, Далай-лама XIV, бежал из дворца в 23 года, также не успев толком вкусить прелестей монаршей жизни.
В начале 50-х годов, самый прогрессивный из всех владык Тибета, построил в Норбулинке новую виллу, в которой уже чувствовалось некое влияние запада, а также, не особо стесняясь своего нищего народа, прикупил несколько лимузинов. Чтобы вы могли оценить нелепость этой дорогостоящей покупки нужно отдельно отметить, что в Тибете не было пригодных для автомобилей VIP-класса дорог, и Далай-лама перемещался исключительно на внедорожнике Land Rover.
После того, как Тибет был захвачен Китаем, хозяин Поталы и Норбулинки обосновался в Индии, где ведет скромную жизнь буддийского монаха. Единственное что может себе позволить Далай-лама XIV - это проживание в "пятизвездочных" отелях во время своих поездок по миру.