Аушру Ревутайте с 1982 года жила на казахском леднике, наблюдая за его изменениями. Ее именем назвали вершину одной из гор. Но что заставило молодую женщину посвятить свою жизнь холоду и одиночеству?
Источник: Bird in Flight
Литовский режиссер Аудрюс Стонис снял документальный фильм о своей соотечественнице, которая более 30 лет назад уехала жить на исследовательскую станцию в Казахстан. Кино снималось три года, за это время режиссер совершил четыре экспедиции, пытаясь раскрыть героиню, но она осталась столь же загадочной, сколь и сами горы.
Из-за замкнутости Аушру фильм вышел практически немым. Но режиссер все же нашел человека, который смог рассказать хоть что-то. Это был казахский музыкант - он заявил, что знает похожую легенду и готов ей поделиться, после чего молча начал играть на домбре.
На недоумение режиссера музыкант ответил, что может рассказать эту историю только так, без слов, исполняя тысячелетнюю мелодию "Желтая". Весь фильм - это потрясающие виды, звуки домбры, разговор женщины с собакой и ее рассказ о том, как она накормила туристов дерунами.
Аушру жила и работала на станции, держалась отстраненно от людей и только изредка улыбалась. Режиссер отметил, что женщина четко обозначила расстояние, на которое к ней можно приблизиться, - никакого нарушения границ.
За 30 лет женщина и ледник стали единым целым, ее настроение зависело от его состояния. Но, по наблюдениям режиссера, была и обратная связь - когда у Аушру портилось настроение, начиналась буря. Буря в одном из кадров фильма случилась как раз после того, как съемочная бригада повздорила с отшельницей.
Чем дольше затягивались съемки, тем труднее было их продолжать. Аушру злилась, когда нарушалось ее личное пространство, она отстранялась. К четвертой экспедиции она и вовсе пропала из кадра, остались только горы. Кем она была до переезда, почему так поступила? Загадка. Аудрюсу Стонису известно только то, что у нее нет семьи и родных.
Кадры невероятного по красоте ледника и взаимоотношений героини с кошкой и собакой сменились ее отъездом. Аушру сидит в автобусе, вытирает слезы и прячется от камеры. Куда она уехала - режиссер не знает. Возможно, переехала на другую станцию в горах. Стонис уверен, что она не может жить без гор.
Но фильм не только об одиночестве конкретной женщины, он о цивилизации, вторгающейся в природу.
В нем присутствуют архивные материалы 1956-1958 годов, времени строительства станции. Здесь работали 15-16 человек. На момент съемок фильма станция закрывалась, ее место должен был занять военный полигон. В последней экспедиции режиссера в некогда пустынном месте много солдат, оставшихся за кадром.
Олицетворением нового времени в фильме становится казах Рома. Он возит туристов в горы и не придает большого значения природе - кричит, прыгает, но затем исчезает. Так же внезапно, как и главная героиня.