На прошлой неделе по новостным лентам прошла забавная инициатива от одного депутата Госдумы от "Любой Другой Партии России" - ввести в Уголовный кодекс в качестве наказания просмотр современных российских фильмов. Понятно, что депутат пошутил, но в каждой шутке есть доля шутки. Некоторые современные российские фильмы действительно отлично подходят для указанной задачи. Допустим, у нас все-таки принимают новый закон. Специально для будущих пытателей - топ-10 самых негуманных современных российских фильмов, которые следует насильно заставлять смотреть (помните, как в "Заводном апельсине"?) осужденных маньяков, аферистов, воров и прочих преступников.
Источник: ЯП
Важное примечание: попадание в топ-10 не значит, что тот или иной фильм плохой! В обзоре присутствуют несколько фильмов по-своему шедевральных. Для списка выбраны фильмы последних 5-6 лет, чтобы максимально соответствовать критерию "современное". Поэтому здесь нет ни "Груза 200", ни "Чистилища", ни "Зеленого слоника". Список ранжирован в алфавитном порядке названий.
Молодежное софт-порно, каковым является дебютная полнометражка молодого питерского режиссера, само по себе не является пыткой, а многим даже доставляет эстетическое наслаждение, однако Владимир Бек заставляет зрителя испытывать мучительное чувство стыда и неловкости за персонажей, бесцельно бродящих в голом виде по архитектурной мастерской. В действии отсутствует всякий смысл, а попытки разгадать авторскую концепцию взорвут ваш мозг.
Последняя на данный момент полнометражная работа скандально известной Гай Германики вызывает отвращению физиологичностью некоторых сцен и вырвиглазным психоделическим цветовым решением фильма. Но это еще ладно, главная пытка — одурманивание зрителя болезненной похмельной атмосферой, от которой вам захочется заснуть где-нибудь за гаражами.
На быстрой перемотке фильм может показаться черно-белым — на самом деле он просто снят в условиях пасмурного мегаполиса с однообразными серыми многоэтажками. Писатель и режиссер Владимир Козлов придерживается грубой реалистичности, поэтому в его ультрамалобюджетном фильме важное место занимают, например, смачно матерящиеся гопники. Режиссер погружает вас в условия серого депрессивного постсоветского мегаполиса (роль которого исполняет Челябинск), вызывающего ощущение тотальной беспросветности и адского одиночества. По сюжету чем дальше, тем хуже…
Этот режиссер обладает талантом наполнять интересные задумки какой-то патологической извращенностью. В «Зоологии» вы попадете в общество людей с тяжелыми ментальными и душевными расстройствами — в этом контексте внезапно выросший у главной героини хвост не кажется чем-то ненормальным (хотя сцены с хвостом достаточно отвратительны). Возможно, в этом и заключался замысел режиссера: невидимые людские уродства хуже и опаснее видимых. С этой точки зрения, фильм, пожалуй, правильный, но смотреть его тяжко.
Вместе с героиней зритель совершает путешествие почти буквально по кругам ада. «Кроткая» — это два с половиной часа жуткой бытовухи, наполненной хамством, грязью, дикостью и болезненным бредом. Лозница в эпическом стиле нарисовал убийственную картину русской провинции и спровоцировал десятки интернет-холиваров, в которых «полегли» многие кинолюбители. Эффектом от пытки «Кроткой» может стать бешенство, одержимое желание доказать всем, что Россия на самом деле не такая.
Пиманов предлагает изощренную разновидность кино-пытки — пытку фэйспалмами. Это когда зритель, наблюдая за беспредельной глупостью и нелепостью происходящего в фильме, непроизвольно бьет себя ладонью по лицу, превращая его к концу просмотра в кровавое месиво.
Чернуха вроде бы вышла из моды в современном российском кино, однако режиссер Аня Крайс, видимо, не в курсе. Чернуха как художественный прием хорошо работает, если использовать его с умом, в меру. Аня Крайс же в своем фильме возводит чернуху в абсолют и словно бьет зрителя сковородкой безостановочно, крича ему в ухо одну и ту же фразу: «В России живут одни упыри!». Вывод о необходимости сваливать из этой страны недвусмысленно считывается в фильме. Свалить можно, например, в Германию, где кстати и проживает режиссерша.
Качественный малобюджетный слэшер, в котором сибирский режиссер Сергей Жизненный более-менее достоверно воспроизвел реальный случай похищения и пыток молодых девушек в Новокузнецке в 90-е годы. Кино не для слабонервных, да и зрители с крепкими нервами с трудом выдержат сцены, где бедняжкам отпиливают их прекрасные ножки. Лужи крови, куски мяса, отпиленные пальцы — съемочная группа отлично постаралась с реквизитом.
Для многих просмотр фильмов Александра Сокурова — пытка, что не отменяет гениальность этого режиссера. Ученица мэтра Кира Коваленко взяла всё самое худшее из сокуровского стиля и создала совершенно стерильное, эмоционально высушенное зрелище с якобы глубоким морально-нравственным подтекстом. Просмотр «Софички» можно сравнить с пыткой узника в карцере, оставленного на несколько дней без еды и воды.
Наконец, современное пыточное российское кино .–1. Зрителя просто берут и окунают мордой в зловонную грязь, и держат там три часа, изредка давая продохнуть. Алексей Герман-старший снял самый кинематографичный и даже по-своему эстетичный человеческий ад. Но воспринять эту адскую эстетику мало кто способен, для большинства зрителей «Трудно быть богом» — это жесточайшая кино-пытка.