твой собственный блог
удобство пользования
прикрепление фото и файлов
абсолютно бесплатно

Чтобы создать свой блог или написать в существующий, необходимо войти или зарегистрироваться
Файлы Фото Знакомства Чат
Дневники Блоги Развлечения Кино
   
 

Портрет его жены: русские музы европейских художников

27.08 02:42 оставить комментарий

26 августа 1894 года в Казани появилась на свет Елена Дмитриевна Дьяконова, которая в будущем стала знаменитой Галой, женой и источником вдохновения для великого Сальвадора Дали.

Давайте вспомним, кем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой, Еленой и Лидией. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.


Источник: Культура.РФ

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917. Музей Пикассо, Париж, Франция.

Муза законного брака

"Портрет Ольги в кресле" Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная - такой была Ольга Степановна Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: "Я хочу узнавать на портретах свое лицо..." И она выходила узнаваемой - и на других портретах, и на этом - самом, пожалуй, известном.

Ольга Хохлова в кресле. Около 1917.

Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как - беспристрастная камера. На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, - задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая "русская душа".

Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой в мантилье. 1917. Музей Пикассо, Малага, Испания.

Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его. И вот - никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержит и уйдет. Развода он ей не даст - чтобы не делить картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо. А вот музой быть перестанет.

Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания.

Муза внутреннего мира

"Атомная Леда" - одна из самых растиражированных работ Дали - была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире - лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире. А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали - Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. "Возвышенное переживание либидо" - так будет объяснять изображение художник. Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.

Сальвадор Дали и Гала.

Гала - прозвище, которое переводится как "праздник". И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком. До встречи с Дали успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста. Но она не задумываясь бросила всех ради Дали, который на тот момент был моложе ее на десять лет и еще не очень знаменит. И он с восторгом ей покорился.

Сальвадор Дали "Корпускулярное лазурное вознесение Мадонны", 1952 год.

Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой - словом, всем. Но, главное, она станет его музой. И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни навертел, сама она почти всегда написана реалистично. Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.

Анри Матисс. Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный Эрмитаж.

Муза счастливой старости

Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: "Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву". Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены - но милое лицо девушки остается узнаваемым.

Анри Матисс и Лидия Делекторская.

Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Ей повезло стать помощницей мастера, секретарем, а вдобавок и сиделкой у его жены-инвалида. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, "была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня - единственным смыслом жизни".

Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. 1947. Государственный Эрмитаж.

"Друг и помощница", которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, - свои работы. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. И пусть она покинула Россию еще в детстве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою "матиссовскую" коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. На ее надгробии в Павловске начертано: "Матисс сохранил ее красоту для вечности".

оставить комментарий оригинал статьи

Другие посты из Фотоновости

 

Сервис и хостинг блогов FindBlog.ru. В случае обнаружения ошибок на сайте просим обращаться в администрацию.
Тел: (812)317-86-14
E-mail:
ICQ: 272208076