Старая, старая сказка
Все мы выросли на бессмертных творениях главных мировых сказочников: "Русалочке" Андерсена, "Белоснежке" братьев Гримм или, скажем, "Спящей красавице" Шарля Перро.
Но вот фокус: мыслим мы при этом картинками и образами, родившимися едва ли не веком позже самих сказок - благодаря диснеевским мультипликаторам или советским художникам.
А меж тем уловить истинный замысел и поймать уникальное авторское виденье самих прародителей детской литературы можно лишь по работам их современников - иллюстраторов конца позапрошлого столетия.
Мы нашли авторов первых картинок к самым известным сказкам - и немедленно поверили в чудеса!
Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Вильгельм Педерсен (1820-1859) - датский художник и морской офицер, особенно известный тем, что первым проиллюстрировал сказки Ханса Кристиана Андерсена. Ранние сказки были опубликованы без иллюстраций, но в 1849 году было опубликовано пятитомное собрание его сказок с 125 иллюстрациями Педерсена. Иллюстрации настолько понравились автору, что и сегодня считаются неотделимыми от сказок Андерсена.
Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Дикие лебеди"
Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Домовой у лавочника"
Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Оле Лукойе"
Иллюстрация Вильгельма Педерсена к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Пастушка и трубочист"
Иллюстрация Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес"
Сер Джон Тенниел (1820-1914) - английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", чьи иллюстрации считаются сегодня каноническими. Дебютировал в качестве автора иллюстраций для первого издания "Книги английских баллад" Семюэла Холла, работал постоянным карикатуристом популярного в свое время журнала "Панч".
Иллюстрация Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес"
Иллюстрация Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес"
Иллюстрация Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес"
Иллюстрация Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес"
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Кот в сапогах"
Поль Гюстав Доре (1832-1883) - легендарный французский гравёр, иллюстратор и живописец. С раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка, например в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. Доре не получил художественного образования, но проводил все свободное время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры. За годы творческой деятельности Доре создал тысячи иллюстраций к десяткам литературных шедевров, среди которых "Гаргантюа и Пантагрюэль" и сказки Шарля Перро, приключения барона Мюнхгаузена и Дон Кихот. Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойденную игру света и тени в его графических работах.
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Золушка"
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Спящая красавица"
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Ослиная шкура"
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро "Мальчик с пальчик"
Иллюстрация Артура Рэкема к сказке братьев Гримм "Красная шапочка"
Артур Рэкем (1867-1939) - плодовитый английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке ("Ветер в ивах", "Алиса в Стране чудес", "Питер Пэн"), а также "Сон в летнюю ночь" Шекспира и знаменитую "Песнь о Нибелунгах".
Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям переплетенных ветвей, пенящихся волн и человекообразных деревьев. Его влияние чувствуется в первых мультипликационных фильмах Диснея, в фильмах Тима Бёртона (который избрал своим лондонским офисом бывшую квартиру Рэкема) и Гильермо дель Торо (который говорит, что вдохновлялся рисунками Рэкема при создании "Лабиринта Фавна").
Иллюстрация Артура Рэкема к "Сказаниям о короле Артуре и рыцарях круглого стола" Nelly Montijn-The Fouw
Иллюстрация Артура Рэкема к "Сказаниям о короле Артуре и рыцарях круглого стола" Nelly Montijn-The Fouw
Иллюстрация Артура Рэкема к "Сказаниям о короле Артуре и рыцарях круглого стола" Nelly Montijn-The Fouw
Иллюстрация Артура Рэкема к "Сказаниям о короле Артуре и рыцарях круглого стола" Nelly Montijn-The Fouw
Иллюстрация Анны Андерсон к сказке братьев Гримм "Рапунцель"
Анна Андерсон (1874-1930) - британская художница шотландского происхождения; иллюстратор литературы для детей, всю жизнь сотрудничала с периодическими изданиями и рисовала поздравительные открытки. Творчество Анны Андерсон оказало влияние на стиль таких известных иллюстраторов, как Джесси Кинг, Чарльз Робинсон, Мэйбл Люси Эттвелл.
Иллюстрация Анны Андерсон к сказке братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Иллюстрация Анны Андерсон к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Девочка со спичками"
Иллюстрация Анны Андерсон к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Русалочка"
Иллюстрация Анны Андерсон к сказке Ханса Кристиана Андерсена "Дикие лебеди"
Ну и в качестве постскриптума - самое первое амплуа знаменитого Пиноккио, принадлежащее кисти итальянского инженера Энрико Маззанти (1850-1910). Примечательно, что именно это изображение - единственное, что сохранилось в истории в память об этом талантливом человеке.