Роскошь и нищета петербургских коммуналок
соцсетях набирает популярность инстаграм петербургского фотографа, который снимает дореволюционные квартиры из "старого фонда": с высокими потолками, большими окнами, лепниной на потолке и каминами. Большинство из них в советское время было переделано в коммунальные квартиры, в которых и сейчас есть жильцы.
Коммунальная квартира на 5-й Советской улице.
Расселенная коммунальная квартира на Кирочной улице.
Напольные часы в квартире на Петровской набережной.
Стенной сейф в расселенной коммуналке на Большом проспекте Петроградской стороны от американской фирмы Lowrie S&L.
Комната с витражом и печкой в коммунальной квартире на Рузовской улице.
Квартира на Шпалерной улице.
"Двери эти странные потому, что с одной стороны у них стекла, а с обратной - глухие филенки. Справа стоит статуя из итальянского мрамора. Автор неизвестен, так как подпись сколота. Стоит дорого. Очень".
Дореволюционный латунный смеситель. "Два рычага изначально были соединены перемычкой с надписями “душъ” и “ванна” с разных сторон. А сверху в смеситель вставлялся термометр (сейчас там заглушка)".
Балкон с оградой в стиле модерн.
Хостел в доме 1902 года на Суворовском проспекте.
Раскрашенная потолочная лепнина. "Сложно сказать, оригинальные это цвета или эксперименты предыдущих жильцов. Вообще, до революции лепной декор нередко раскрашивали в подобные оттенки".
Камин в стиле модерн в доме на Галерной, 67. "Изготовлен, скорее всего, где-нибудь в Польше или Лифляндии. Состояние так себе, явно перекладывался, и довольно криво. Перфекционисты не одобрят".
"Думаете, это лестница в каком-нибудь особняке? Или, может быть, парадная лестница богатого доходного дома? А вот и нет. Это лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице. квартире сейчас находится детский сад, а знаменит дом совсем не этими интерьерами. другой квартире, на самом верху дома, находилась “башня Иванова” - неформальный эпицентр культурной жизни эпохи Серебряного века".
"Несмотря на то что дом построен в эпоху расцвета модерна (1904 год), его экстерьер и интерьеры эклектичны. Впрочем, иногда модерн таки просачивается".
"Кухня в расселенной коммуналке в самом центре Петербурга. И не спрашивайте, что находится в банке справа".
"Это детский садик в бывшей квартире на набережной Фонтанки, 24. Конечно, до революции это была не просто квартира, а одна из самых богатых квартир города, занимавшая целый этаж. Ныне одна ее половина все еще является жилой, а во второй уже много лет находится детский сад. Кстати, если хотите испортить исторический интерьер, покрасьте стены в пастельный зеленый и постелите гулкий ламинат".
"Коммунальные путти (мальчики с крыльями в искусстве Ренессанса и Барокко. - Прим. ред.)".
"Вот здесь до революции жила прислуга. Типичная людская - каморка около кухни, с окнами во двор. Эта комната сохранила исторические габариты".
1902 год.
Адреса заброшенных мест фотограф не называет.
"Говорят, в этой квартире до революции жил некий фармацевт, владелец всего дома. На первом этаже располагалась его аптека. Фармацевт сбежал из страны в 1917 году, а аптека просуществовала на том же месте почти весь XX век".
Уже не коммунальная квартира, сданная в аренду.
"Эта печь, кстати, притворялась камином, но была выведена на чистую воду. Обе дверцы исторические. Внешние якобы улучшают эстетическое восприятие печи".
Каминная печь на улице Черняховского.
"Под слоями обоев в квартире Распутина, разумеется, дореволюционные газеты. Планируя ремонт в старом фонде, надо обязательно учитывать часы, которые будут потрачены на чтение столетней прессы".
"Бывшая хозяйская квартира на Конной улице, в доме .–8. Квартира никогда не была коммунальной, а в конце 1990-х здесь была проведена щадящая реставрация. Помимо лепнины и печей, сохранили и привели в порядок двери с фурнитурой, окна, паркет. Дом был построен архитектором Львом Наткиным в 1912 году".
"Готическая гостиная в детском саду - бывшей квартире Поклевских-Козелл на набережной Фонтанки. На месте шкафа раньше был камин с порталом. А когда-то в доме проходили собрания масонской ложи".
Камин. "Его изразцы изначально были в терракотовом исполнении, то есть не глазурованные. Такие камины красились уже после установки в любой цвет по желанию заказчика. А слева видны следы арки, ведущей в соседнее помещение. Стенка и дверь здесь появились в процессе уплотнения".