"Любовь сильнее болезни": фотопроект о том, как пожилая пара боролась с болезнью Альцгеймера
Фаусто Подавини родился в Риме и с 18 лет работал в фотографии. Для фотопроекта "Мирелла" он месяцами снимал женщину, которая шесть лет преданно ухаживала за мужем с болезнью Альцгеймера. Мирелла и Луиджи прожили вместе более 40 лет. Когда Луиджи исполнилось 65 лет, у него начали проявляться первые признаки деменции. Сначала он перестал понимать назначение столовых приборов, затем различать день и ночь - и, в конце концов, узнавать жену. 2011 году он скончался в окружении семьи.
2013 году за серию снимков "Мирелла" Подавини первую премию на главном конкурсе документальной фотографии World Press Photo. Публикуем эту серию вместе с переводом интервью фотографа о работе над проектом.
Видеорассказ о семье Миреллы и Луиджи от проекта "Мемини. Все о деменции".
Как вы встретили Миреллу и Луиджи? Как убедили их сниматься у вас?
Я был знаком с ними целую вечность. Я убедил их на съемку, объяснив идею своего проекта - изначально я хотел запечатлеть воздействие болезни Альцгеймера.
Как долго вы их фотографировали?
Я работал над "Миреллой" четыре года, с 2009-го по 2012-й, включая исследовательскую работу и обработку фотографий.
Судя по названию, главная героиня вашего репортажа - Мирелла. Вы сосредоточили свое внимание на ее любви и заботе о муже, а не на болезни Луиджи, сделав "Миреллу" захватывающей историей любви вместо документа о течении болезни. Почему вы выбрали такой подход?
Как я сказал, моей первоначальной идеей было описать действие Альцгеймера. Все, что я делал на первой стадии проекта, - холодно протоколировал болезнь Луиджи. Но я хотел сделать нечто большее - показать, что болезнь Альцгеймера может разрушительно действовать не только на самих больных, но и на дорогих для них людей, которые им помогают. Поэтому я переключился на Миреллу, и в итоге центром моей работы стала она.
На ваших фотографиях моменты из жизни Миреллы и Луиджи выглядят такими повседневными, но в то же время нежными и сокровенно личными, что, глядя на них, трудно поверить в присутствие кого-то третьего с камерой. Как вам удалось вызвать к себе такое доверие, при том что состояние Луиджи постоянно ухудшалось?
Я начал работать над проектом, когда со здоровьем Луиджи все было не так плохо. Он воспринял присутствие моей камеры как должное, как часть своей обычной жизни. Как ни странно, сложнее всего мне было, когда почти ничего не происходило: тогда вдруг становилось ясно, что рядом нахожусь я. С другой стороны, было легче становиться невидимкой и снимать в нужные моменты, когда все внимание Миреллы было на муже.
мае 2011 года Луиджи умер. Вы с Миреллой все еще на связи?
Да, конечно! На самом деле я ее все еще фотографирую. Я пока еще не знаю, что делать с этими снимками, но последняя фотография в серии "Мирелла" (та, где она держит своего маленького племянника) завершает эту главу и одновременно начинает новую.
Вы начали фотографировать в 18 лет и сделали множество социальных репортажей по всему миру: Перу, Кения, Эфиопия. Каково вам было работать над историей, которая разворачивалась в четырех стенах в Риме, городе, где вы родились?
каждом репортаже, в каждой работе есть свои хитрости. Ты каждый раз эмоционально вовлекаешься на разных уровнях. Места в этом иногда помогают, а иногда нет. Создавать целый долгосрочный проект внутри одной квартиры было очень сложно. У меня были проблемы с кадрированием и с тем, чтобы получить максимально хороший свет из возможных. А что насчет Рима, то я обожаю там работать, потому что так хорошо его знаю, что мне приходится делать над собой усилие, чтобы отстраниться от него и взглянуть нейтрально.
Что вы узнали о болезни Альцгеймера такого, что должны знать больше людей?
Много чего! Изначально я не знал о ней ничего. Мне пришлось изучить эту тему, прежде чем начинать снимать. Прежде всего, как я хотел показать в своей работе, болезнь действует в равной степени на больного и на его помощников. Уход за теми, кто страдает от Альцгеймера, требует невероятного терпения. Это радикально меняет жизнь.
Альцгеймер не наступает в каком-то конкретном возрасте. Нельзя недооценивать частые провалы в памяти: это может быть симптомом. Болезнь может быть мучительной с самого начала. Прогрессируя, она вызывает непреодолимые трудности, которые влияют на все сферы жизни больного. На сегодняшний день окончательно остановить заболевание нельзя. Терапия отличается от пациента к пациенту, от больницы к больнице. Невозможно предугадать, как конкретный больной отреагирует на конкретный способ лечения, поэтому выбранный комплекс мер могут прервать или кардинально поменять.
чем, на ваш взгляд, секрет хорошего репортажа?
Восприимчивость, уважительное отношение, чутье. Любопытство, выносливость, сопереживание по отношению к тому, что снимаешь. Нужно быть вовлеченным, но ни за что не забывать, что ты фотограф. Я выбираю средние и долгосрочные проекты: тогда есть шанс углубиться в историю и получить такие снимки, которые, по какой-то странной причине, окажутся нужного качества.
Я сделал эту фотографию вскоре после того, как снял торт ко дню рождения Луиджи. Этот обед не был простым, но, когда пришло время для торта, на несколько секунд все изменилось: на миг показалось, что никакой болезни нет. Я щелкнул затвором, как только увидел улыбку Луиджи, попытавшись запечатлеть мимолетный момент его мнимой нормальности.