Дом Бальо (кат. Casa BatllГі; по-русски иногда неправильно пишется "Батло" и "Батльо") — жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу: Пассеч-де-Грасиа (Passeig de GrГ cia), 43 в районе Эшампле в Барселоне (Испания) и перестроенный архитектором Антонио Гауди в 1904—1906 годах.
Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера.
(Всего 31 фото)

1) Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

2) Банальное строительство домов по новым проектам – это слишком скучно для такого человека как Гауди, и он предпочел реконструкцию. Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада.

3) Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

4) Кроме того, Гауди полностью сделал перепланировку нижнего этажа и бельэтажа, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши).

5) Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.

6) Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

7) Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

8) ССѓществует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленого персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях.

9) Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом.

10) Меч Св. Георгия, вонзённый в "хребет дракона", представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую "чешую" чудища и усеян костями и "черепами" его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

11) Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации.
12) Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамических изделий и облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб.

13) Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой).

14) Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.

15) Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства.

16) Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка).

17) Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.

18) Дом Бальо находится рядом с домом Амалье и домом Льео Морера (кат. Casa LleГі Morera) и вместе с ними является частью "Квартала несогласия", названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

19) 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)
Источник: Блог о городах и странах