Наверное, каждый краевед, архитектор или просто интересующийся своим городом человек неВ раз слышал оВ необычных иВ красивых храмах Москвы. ДаВ что там слышал, ежедневно кВ этим церквям приходят горожане иВ туристы: восхищаются художественным обликом, читают таблички, фотографируются наВ территории, пытаются заглянуть внутрь. НоВ мало кто знает, чем эти храмы иВ люди вВ них приходящие отличаются друг отВ друга. ЯВ иВ сама, как человек неВ очень воцерковленный, доВ недавнего времени не знала. Поэтому узнав, что экскурсия будет посвящена неВ столько архитектуре, сколько религии иВ отличиям вероисповеданий, заинтересовалась сильнее прежнего — дляВ меня почти все перечисленные вВ программе здания были просто католическими храмами.
Вел экскурсию руководитель миссионерских проектов Патриаршего центра Федор Ярмош. СС‚оит отметить, что делал онВ это профессионально иВ сВ огромным удовольствием. Очень живо иВ доступным языком Федор рассказал вВ автобусе оВ нашем маршруте, ключевых отличиях религий иВ важных нюансах вероисповеданий. ВВ каждом жеВ храме нас встречал его служитель иВ рассказывал более подробно иВ историю своего ответвления, иВ историю здания. ВВ конце каждой лекции служителям можно было задавать вопросы иВ даже вызывать кВ спору. Несмотря наВ отличия вВ мировоззрении, все прошло довольно мирно иВ позитивно. ЯВ думаю, что отВ этой познавательной экскурсии каждый участник получил огромное удовольствие.
Для начала Федор объяснил собравшимся значение слова "инославные". ВВ народе мыВ можем услышать несколько версий этого слова: "инославные", "еретики", "раскольники", "сектанты". КВ каждому вероисповеданию правильно употреблять свой термин. Так "инославными" считаются традиционные ответвления христианства: армяне, католики, традиционные протестанты (лютеране, англикане, баптисты). МыВ привыкли, что "сектанты" — народное слово сВ негативным иВ даже пренебрежительным оттенком. НаВ самом деле инославные иВ сектанты различаются только поВ культурологическим признакам — является лиВ религия культурообразующей дляВ народа. Так, например, адвентисты седьмого дня не внесли заметного вклада вВ культуру народа, аВ потому могут быть отнесены кВ сектантам. Термином "раскольники" обозначают ответвления православного христианства, т.е. старообрядцев. При этом старообрядцев можно разделить наВ три течения: поповцы, безпоповцы иВ единоверцы. Так поповцы признают учение обВ иерархии иВ семи Таинствах, ноВ придерживаются старых обрядов. Безпоповцы — древнеправославные иВ священства неВ приемлют, аВ саму господствующую церковь поначалу иВ вовсе считали порождением антихриста. Единоверцы — самые близкие кВ официальной церкви старообрядцы, они сохраняют старые обряды, ноВ перешли вВ юрисдикцию РПЦ, приняв иерархию иВ т.п. отВ московского патриархата. Следует также разъяснить понятие "еретик". Еретик — это человек, придерживающийся ереси, отпавший отВ церкви. Здесь возникают свои занятные нюансы. Например, адвентисты седьмого дня откололись отВ официальной религии католиков, аВ неВ отВ православия. АВ потому считаются еретиками дляВ католицизма, аВ дляВ православия какВ бы не считаются.
Смотрите также: Саентологическая церковь Москвы, Протестантские церкви в Китае
(Всего 15 фото)
Источник: Жжурнал/ridus.ru

1. Центральная баптистская церковь В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru

2. Центральная баптистская церковь В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
КВ сожалению, посетить старообрядцев нам неВ удалось вВ связи сВ предрождественскими службами иВ приготовлениями. Зато удалось попасть вВ Московскую центральную церковь евангельских христиан-баптистов вВ Трехсвятительском переулке. Правда, встретили нас вовсе неВ баптисты, аВ адвентисты седьмого дня, которые сейчас занимают часть помещений баптисткой церкви. Дело вВ том, что баптисты — довольно гостеприимная религия. Так, вВ 1928 году церковь приютила вВ своих стенах лютеранскую общину святого Михаила. АВ Московская община адвентистов седьмого дня была переведена вВ здание церкви вВ 1940 году поВ решению властей. ВВ советские времена, когда сВ религией активно боролись, служебные помещения здания церкви были переданы подВ общежитие. Часть храма занимали жильцы вплоть доВ 1965 года. Тогда сВ помощью западных товарищей поВ вере члены общины купили дляВ людей, проживающих вВ церкви, квартиры вВ Москве иВ таким образом полностью вернули себе здание.

3. Центральная баптистская церковь В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
ИзВ примечательного. НаВ втором этаже церкви находится орган. Две галереи наВ 500 мест вдоль стен молитвенного зала были построены вВ 1946 году, аВ также был существенно удлинен балкон дляВ хора перед органом.
Немного обВ одних изВ обитателей здания. Адвентисты седьмого дня возникли изВ баптистов вВ 1843 году. Все началось сВ того, что Вильгельм Миллер наВ основании Библии сделал вывод оВ том, что вВ 1844 году грядет второе пришествие Христа. Как мыВ знаем, этого не случилось. Сами адвентисты называют это "Великое разочарование". НоВ спусты некоторое время некая Елена Уайт ощутила пророческое призвание (женщина заявляла оВ явившихся ейВ видениях иВ откровениях) иВ наВ основании некоторых стихов библии сделала вывод, что Христос уже пришел. НоВ сопровождает нас незримым образом, тщательно изучая жизни христиан, дляВ того, чтобы потом устроить суд. ВВ России адвентисты седьмого появились только вВ начале 20В века. Известны тем, что придерживаются исключительно Библии настолько, насколько это возможно. Правда, также признают вВ качестве вероучения труды Елены Уайт. Дословно почитают десять заповедей, включая заповедь оВ субботе — почитают субботу, поВ воскресеньям неВ благословляют богослужений. Отрицают бессмертие души иВ существование ада. Адвентисты седьмого дня проповедуют радикальный запрет наВ употребление алкоголя иВ табака, придерживаются вегетарианства.

4. Храм Святых Апостолов Петра и Павла В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Следующей точкой нашего маршрута был неВ возвращенный Храм Святых Апостолов Петра иВ Павла. Храм построен вВ 1839—1845 годах поВ проекту архитектора Алессандро Жилярди. Церковь закрыли при советской власти. ВВ 1940 году вВ здании храма разместился кинотеатр. ВоВ время Великой отечественной войны здание почти полностью было разрушено вВ результате попадания немецкой авиабомбы. ССЂазу после войны здание бывшего храма восстановили, ноВ сразу жеВ перестроили подВ административные нужды. Потом туда въехал НИИ "Гипроуглемаш", который занимает его иВ сегодня, сдавая часть помещений вВ аренду подВ офисы. Перестройки церкви полностью исказили ееВ исторический облик. Приход католиков латинского обряда, носящий имя святых апостолов Петра иВ Павла проводит богослужения вВ расположенном неподалеку Храме святого Людовика Французского. Приход святого Людовика также проводит литургии вВ Храме святого Людовика Французского, который иВ стал следующей точкой нашего маршрута.

5. Храм Святого Людовика Французского В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
ВВ Храме проходила катехизация детей, поэтому мыВ самостоятельно осмотрели его интерьеры.
Храм сооружен вВ 1833-1835 годах поВ проекту архитектора А.О.В Жилярди. Примечательно, что вВ советские времена храм не закрывался иВ тем самым являлся единственным открытым католическим храмом Москвы. Обитающий здесь сейчас приход Святого Людовика преимущественно франко- иВ англоязычный, аВ приход Св. Петра иВ Павла преимущественно русскоязычный.

6. Храм Святого Людовика Французского В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Замечаем иВ первые различия отВ знакомых православных храмов — совсем нет икон, зато много скульптур. Это связано сВ тем, что католики почитают мучеников, святых иВ блаженных, ноВ различают поклонения имВ сВ подобающим одному лишь Богу. Раскол сВ православной христианской церковью принято относить кВ 1054 году. Остальные отличия очень специфические иВ наВ первый взгляд человека непосвященного довольно трудно различимые.

7. Храм Святого Людовика Французского В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Затем мыВ посетили евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра иВ Павла вВ СС‚аросадском переулке. Это один изВ старейших лютеранских приходов вВ России. Для организации церкви община выкупила усадьбу Лопухиных вВ 1817 году. Перестройка купленного дома подВ церковь началась наВ средства короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, аВ также императора Александра I, предоставившего ссуду. Сначала была построена деревянная церковь, которая соВ временем была заменена наВ каменную. ВВ 1924 году собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. ВВ советское время вВ церкви был устроен кинотеатр, располагалась студия "Диафильм" — здание претерпело перепланировку, вВ результате которой главный зал был разбит наВ несколько этажей, аВ интерьер собора — полностью уничтожен. ВВ 1957 году был разобран шпиль собора, чтобы неВ привлекать внимание молодежи иВ студентов, приехавших наВ Всемирный фестиваль. ВВ начале девяностых храм был частично возвращен общине — богослужения были разрешены, ноВ помещение верующим приходилось делить соВ студией "Диафильм" наВ протяжении шести лет.

8. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
ВВ соборе нас встретил викарий. ОнВ рассказал обВ истории лютеранской общины, храма иВ нюансах вероисповедания. ВВ соборе действовала благотворительная рожденственская распродажа рукодельных елок, выполненных руками детей.
Лютеране — одно изВ наиболее старых протестантских течений вВ христианстве. Движение возникло вВ результате реформационного движения Мартина Лютера, направленного против злоупотреблений Римско-католической церкви. Сейчас движение довольно разнородно. Различают ортодоксальных консервативных лютеран иВ лютеран более лояльных. Течение приобретает свои особенности вВ зависимости отВ обычаев страны, вВ которой живут послушники. Одними изВ самых либеральных считаются шведские лютеране — они признают даже однополые браки.

9. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Кафедральный собор Святых Петра иВ Павла известен многим москвичам благодаря установленному вВ стенах храма историческому органу иВ регулярно проводимым концертам. Этот романтический орган изВ церкви св. Михаила вВ Немецкой слободе был передан общине вВ 1996 году. СВ 1928 года орган звучал вВ 1-ом Московском крематории. АВ после установки вВ собор Петра иВ Павла орган был отреставрирован вВ 2005 году, после чего вновь зазвучал, ноВ уже вВ храме.
ВоВ время экскурсии мне удалось посетить иВ построенную вВ 1892 году поВ проекту известного архитектора Шехтеля капеллу, расположенную наВ территории собора. Именно вВ ней совершались богослужения воВ время капитального ремонта собора.

10. Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Следующей точкой нашего маршрута стала единственная вВ Москве англиканская церковь — церковь Святого Андрея вВ Вознесенском переулке. Здесь нас встретил служитель храма Иван. Иван — неВ только священник (хотя вВ протестантских церквях поВ сути нет священников — даже пастырь является скорей учителем, наставником, чем человеком особенно приближенным кВ богу), онВ аспирант историко-религиоведческого факультета МГУ. Этот умный иВ интересный молодой человек посвятил нас вВ неожиданные исторические подробности иВ развенчал многие мифы. КВ сожалению, лекция была настолько подробной, что полностью пересказать ееВ не представляется возможным.

11. Англиканская церковь Святого Андрея В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Пожалуй, интерьеры этого здания понравились иВ запомнились мне больше всего. КВ сожалению, неВ смотря наВ наличие органа вВ церкви неВ проводятся концерты органной музыки.

12. Англиканская церковь Святого Андрея В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
Завершающей точкой экскурсионного маршрута стал известный многим москвичам Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой иВ известный храм вВ России. Богослужения здесь проводятся сразу наВ нескольких языках: русском, английском, французском, немецком иВ даже корейском. ВВ храме действует четыре органа, постоянно проходят тематические фотовыставки, работает библиотеки иВ комнаты досуга дляВ молодежи.

13. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru
ВВ Соборе непорочного зачатия девы Марии кВ гостям привыкли. Возможно, именно поэтому здесь нас ждала самая подробная экскурсия, которую провела сестра Наталья. МыВ обошли почти весь храм иВ вспомогательные помещения, посмотрели репетицию рождественского спектакля, узнали историю собора, заглянули внутрь специальной комнаты дляВ исповедания иВ даже смогли разглядеть детали рождественского убранства алтарной части.

14. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru

15. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии В© Екатерина Бычкова/Ridus.ru